В Петербурге обсудили отмену смертной казни
11.05.2011 | Размещено в Газеты |
|
Источник: Смена, 22.05.2002
Отмена смертной казни является одним из 25 непременных условий вхождения России в Совет Европы. Чтобы не отставать от других европейских держав, 27 февраля 1997 года президент Борис Ельцин подписал соответствующее распоряжение. С тех пор в нашей стране действует мораторий на применение высшей меры наказания. И все это время он сталкивается с нешуточным противодействием значительной части россиян. По некоторым данным, от 60 до 80 процентов наших сограждан выступают за введение «вышки».
Между тем если Россия не выполнит требование Совета Европы и окончательно не отменит смертную казнь, то нам грозит исключение из этого престижного международного клуба. Но как следовать человеколюбивым намерениям после недавних страшных терактов на Северном Кавказе? Ведь «пепел Каспийска» еще долго будет стучать в наших сердцах!
Тему «Смертная казнь — да или нет?» и обсуждали участники телевизионного ток-шоу «Право вето» в минувший понедельник. Главными оппонентами были первый заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник и секретарь Ленинградского комитета РКРП Геннадий Турецкий. В числе прочих с ними спорили или соглашались преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, писатель Александр Мелихов, председатель городской комиссии по вопросам помилования Алексей Козырев, председатель Санкт-Петербургской организации партии «Демократическая Россия» Руслан Линьков и автор этих строк.
Порой накал страстей достигал показателей почти запредельных. Самые интересные моменты дискуссии мы и постараемся отразить в этой публикации.
Смертию смерть не попрать…
За отмену смертной казни ратовал господин Резник. «Подобная мера наказания сохранилась лишь в 87 государствах из почти двух сотен.По сведениям за 2000 год, мировым лидером в этой печальной категории является Китай (около тысячи казней). За ним с большим отрывом следуют Саудовская Аравия, США и Иран», — заметил Максим Львович.
Дальнейшие доводы «яблочника» были вполне обоснованными: «Приведение в исполнение смертных приговоров еще не вернуло к жизни ни одну из жертв. Более того, наличие казни ни в коем случае не помогает раскрытию преступлений и никак не влияет на общий уровень преступности. Между тем после отмены смертной казни в Канаде в 1980 году количество тяжких правонарушений снизилось на треть.
Не стоит забывать и о возможности судебной ошибки. В тех же США за последние 85 лет к смерти было приговорено 350 невинных людей, причем в отношении 23 приговор успели привести в исполнение».
Резника поддержали некоторые из присутствующих: «Фактически государство взяло на себя право сводить счеты с преступниками, то есть оно следует правилам кровной мести… А как в случае казни по ошибке быть с прокурором, судьей и палачом? Ведь фактически они в таком случае являются самыми настоящими убийцами… Ужас смерти не пугает злодеев, он самым удивительным образом толкает их на новые «подвиги»… Смертная казнь является наказанием лишь для тех, кто не верит в жизнь после смерти, в свою бессмертную душу. Суд человеческий не может быть страшнее суда Божьего. Преступники, получившие пожизненные сроки, в абсолютном большинстве своем мечтают о смерти. Зачем же следовать их желаниям?.. После Великой Отечественной войны в СССР одно время существовала смертная казнь за изнасилование женщин. Думаете, насиловать стали меньше? Нет. Просто преступники после надругательства стали убивать свои жертвы… Если бы Никитина или Пасько судили еще несколько лет назад, им бы тоже грозила смерть…»
Линьков против расстрела убийц Старовойтовой
Уже по окончании дискуссии корреспондент «Смены» спросил у Руслана Линькова, лишь чудом не ставшего жертвой убийц: «Если бы поймали людей, расстрелявших Галину Васильевну Старовойтову и покушавшихся на вас, вы смогли бы стать их палачом?» Руслан ответил: «Нет. Более того, если их найдут и им будет грозить смерть, я обязательно буду выступать против такого наказания…»
Народ хочет возмездия
Максиму Резнику оппонировал Геннадии Турецкий. «Всегда должна торжествовать справедливость. Пускай — и жестокая. Негодяи. хладнокровно спланировавшие и осуществившие взрыв в Каспийске, убившие десятки невинных людей, в том числе и детей, заслуживают только смерти. У нас же сейчас торжествует смерть не по закону, а по бандитским «понятиям». Так уж лучше пускай будет — по закону. И нечего нам оглядываться на европейский опыт. Масштабы Европы и России несопоставимы. Помимо смертной казни за тяжкие преступления ей необходимо подвергать за надругательства над человеческим достоинством. Люди, сделавшие из человека товар, на мой взгляд, должны нести самую строгую кару».
Точка зрения товарища Турецкого тоже нашла поддержку среди участников: результаты исследований, проведенных в СССР в конце 80-х годов, неопровержимо свидетельствуют — наличие смертной казни снижает количество тяжких преступлений примерно на 20 процентов… Есть люди и нелюди Думается, что последних желательно как можно скорее направлять на суд Божий… Возобновление смертной казни -один из ресурсов нормализации обстановки на Северном Кавказе… Введение судов присяжных поможет избежать казней невинных людей…»
«Да» и «нет» сказано не было
Под занавес ток-шоу ведущий подвел итоги прений. Максим Резник и Геннадий Турецкий в целом пришли к компромиссу, каждый по-своему согласившись — российский народ рано или поздно созреет для отмены смертной казни. И тут установленным правилами игры правом вето воспользовался протоиерей Георгий Митрофанов: «Человек греховен по своей природе. Он всегда будет желать смерти своего ближнего. Думаю, что наши сограждане всегда будут выступать за смертную казнь».
Играем на понижение
В Уголовном кодексе СССР, который вступил в силу еще в 1960 году и с небольшими изменениями действовал вплоть до 1996 года, существовало 16 видов преступлений, совершенных в мирное время, и 17 — в военное, за которые полагалась смертная казнь. В ныне действующем УК под понятие «расстрельных» подпадают пять злодеяний: убийство (статья 105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов (статья 317) и геноцид (статья 357). Но даже по этим пунктам смертная казнь не предусматривается для женщин, несовершеннолетних и мужчин, возраст которых превысил 85 лет.
Шесть раз уже отмеряли
Вплоть до конца XIV века понятия «смертная казнь» на Руси не существовало. Кодексом «Русская правда», введенным еще при великом князе Ярославе Владимировиче, фактически узаконивалась кровная месть.
Официально «расстрельные статьи» появились в начале XV века. Смертной казни подлежали люди, совершившие храмскую татьбу (святотатство или кражу из церкви), конную татьбу (конокрадство), переветничество (государственную измену), поджог, а также совершенную в третий раз кражу. Между прочим, наказанием за убийство или разбой обычно становился денежный штраф.
Впоследствии список применения исключительной меры неуклонно расширялся. Так, при Иване Грозном смерть ожидала даже виновных в ябедничестве (заведомо ложных обвинениях). В XVII веке, в эпоху царствования Алексея Михайловича, количество деяний, за которые по закону полагалась смертная казнь, возросло до шестидесяти. Но всех обошел Петр Первый, поднявший планку до девяноста статей. На эшафот среди прочего люда тащили даже помещиков, утаивших своих крепостных в период народной переписи.
Первыми приостанавливали применение «вышки» императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Вторая. Гуманный вердикт последней действовал вплоть до восстания декабристов.
Спустя столетие человеколюбивую эстафету подхватили большевики. Правда, хватило их ненадолго. Соответствующий декрет Второго всероссийского съезда Советов действовал лишь до 5 сентября 1918 года, когда в стране был официально объявлен «красный террор». Правда, через два года вышло постановление ВЦИК и СНК, опять отменяющее применение высшей меры наказания. Однако в тридцатые годы все вернулось на круги своя.
Последней попыткой смягчения участи преступников стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни». Он действовал до 12 января 1950 года. Так что нынешний мораторий на применение «вышки в истории российской государственности по счету — уже шестой.